Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 24.11.2024, 13:23

Сайт учителя начальных классов Ирины Думновой

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [44]
Кнопка моего сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Сетевые проекты как средство повышения мотивации младших школьников к учению и познанию

И. А. Думнова

Сетевые проекты  как средство повышения

мотивации младших школьников к учению и познанию

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 76» г.Северск

   Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем.  Современная образовательная система, требующая передовых научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в сетевую проектную деятельность, которая будет способствовать повышению мотивации младших школьников  к учению и познанию. [1]

Под сетевым проектом необходимо понимать такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков  страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.

Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka.com. Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым.[2]

Трехлетний опыт  участия на сайте Nachalka.com  позволяет мне сделать вывод, что участие в сетевых проектах это современный ресурс личностного роста и  фактор повышения качества образования педагога  и учащихся.

Эффективность данных проектов связана со следующими аспектами:

 - многие школьники массу времени проводят за компьютером, играют в различные игры.  Часто семью устраивает ситуация, при которой ребёнок не требует к себе внимания родителей, «занят» компьютером. Но данные занятия могут быть очень сомнительными по содержанию и пользе, которую они несут. Компьютеры и подключение к Интернету есть во многих семьях, но не каждый родитель сможет «сопровождать» ребёнка по Сети;

- педагог не сможет «оторвать» ученика от компьютера, но сможет перенаправить, переориентировать его интересы в сети   Интернет. Сетевой проект и есть тот путь, по которому происходит осмысленное, продуктивное вхождение ребёнка в Интернет. Учитель берёт на себя роль «помощника», старается   научить своих учеников не просто занимательной, но и познавательной, полезной работе в Сети.

     Важно учить ребят самостоятельно получать новые знания, но без мотивации, без настроя на успех это вряд ли получится. Результаты трех лет работы на сайте Nachalka.com с классом в сети  позволило нам достичь следующих результатов: сформировались умение работать в команде, распределять задания, обучать друг друга;  понимание, что результат команды зависит от каждого; совместно действовать по достижению цели в команде.  В проекте каждый имеет возможность проявить себя с самой лучшей стороны. Создаваемые ребятами творческие работы используются на уроках, транслируются на созданных блогах или  персональном сайте. Мы учимся обмениваться цифровыми материалами и делать это грамотно. Мы уважаем друг друга и радуемся успехам друзей так же, как собственным. Учёба происходит незаметно и  очень познавательно.  Данные проекты дают хорошую возможность, как детям, так и учителям совершенствовать свои познания и умения в работе на компьютере. Именно в проектах заключены межпредметные связи, и ребята будут применять свои знания  по  истории, краеведению, литературному чтению, русскому языку, математике, ИКТ в нестандартных ситуациях. Одно дело на уроке русского языка знать правила, что имена и фамилии пишем с заглавной буквы, жи-ши с буквой и, чк-чн без мягкого знака и т.д, а начинаем оставлять комментарии или отзыв. Одно дело внимательно прочитать текст, а другое дело, после этого прочтения, ответить на вопросы викторины. Таких примеров в обучающих проектах много. Только у ребят там совсем другая мотивация, они в игре, у них цель, они сами этого хотят, сделать, ответить, прочитать, чтоб получилось. Когда человеку интересно, и он хочет, то он может достигнуть гораздо больших вершин, чем  нашими с вами назиданиями или добрыми стараниями. Актуальность проектов заключается в том, что они дают возможность ребёнку учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения; учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете. В процессе проекта совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты 3 проектов, я составила диаграммы:

 

Из этой диаграммы видно, как проект не только повышает познавательную активность ребят, но и сплачивает ребят, учит работать в команде.

    Эта диаграмма показывает  положительную динамику участия ребят в сетевых проектах: 1 класс – 0%, 2 класс - 19 %,  3 класс – 54%, в четвертом классе успели поучаствовать только в двух проектах,  а участников 60 %.

    Начальное образование является тем фундаментом, на котором ребенок будет «выстраивать» цель, смысл и ценность современных требований к учебной, досуговой, семейной и социальной деятельности. Формируемые на данной ступени умения и навыки обеспечат не только настоящее, но и дальнейшее развитие ребенка, а также его отношение к жизни и ценностям.

  Заметим, что одной из основных задач формирования личностных результатов младшего школьника в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования обозначена необходимость «сформированности мотивации к обучению и познанию». [3]  И в этом особая значимость сетевых проектов. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает  «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».[3]  Всё  это,  и многое другое,  можно реализовать в сетевых проектах.  

 

Список литературы:

  1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000.
  3. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации",2012. 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Думнова (13.03.2015)
Просмотров: 1126 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
ПОГОДА в Томске
Будьте здоровы

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz