И. А. Думнова
Сетевые проекты как средство повышения
мотивации младших школьников к учению и познанию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 76» г.Северск
Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем. Современная образовательная система, требующая передовых научно обоснованных технологий, может быть обогащена включением школьников в сетевую проектную деятельность, которая будет способствовать повышению мотивации младших школьников к учению и познанию. [1]
Под сетевым проектом необходимо понимать такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования.
Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka.com. Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым.[2]
Трехлетний опыт участия на сайте Nachalka.com позволяет мне сделать вывод, что участие в сетевых проектах это современный ресурс личностного роста и фактор повышения качества образования педагога и учащихся.
Эффективность данных проектов связана со следующими аспектами:
- многие школьники массу времени проводят за компьютером, играют в различные игры. Часто семью устраивает ситуация, при которой ребёнок не требует к себе внимания родителей, «занят» компьютером. Но данные занятия могут быть очень сомнительными по содержанию и пользе, которую они несут. Компьютеры и подключение к Интернету есть во многих семьях, но не каждый родитель сможет «сопровождать» ребёнка по Сети;
- педагог не сможет «оторвать» ученика от компьютера, но сможет перенаправить, переориентировать его интересы в сети Интернет. Сетевой проект и есть тот путь, по которому происходит осмысленное, продуктивное вхождение ребёнка в Интернет. Учитель берёт на себя роль «помощника», старается научить своих учеников не просто занимательной, но и познавательной, полезной работе в Сети.
Важно учить ребят самостоятельно получать новые знания, но без мотивации, без настроя на успех это вряд ли получится. Результаты трех лет работы на сайте Nachalka.com с классом в сети позволило нам достичь следующих результатов: сформировались умение работать в команде, распределять задания, обучать друг друга; понимание, что результат команды зависит от каждого; совместно действовать по достижению цели в команде. В проекте каждый имеет возможность проявить себя с самой лучшей стороны. Создаваемые ребятами творческие работы используются на уроках, транслируются на созданных блогах или персональном сайте. Мы учимся обмениваться цифровыми материалами и делать это грамотно. Мы уважаем друг друга и радуемся успехам друзей так же, как собственным. Учёба происходит незаметно и очень познавательно. Данные проекты дают хорошую возможность, как детям, так и учителям совершенствовать свои познания и умения в работе на компьютере. Именно в проектах заключены межпредметные связи, и ребята будут применять свои знания по истории, краеведению, литературному чтению, русскому языку, математике, ИКТ в нестандартных ситуациях. Одно дело на уроке русского языка знать правила, что имена и фамилии пишем с заглавной буквы, жи-ши с буквой и, чк-чн без мягкого знака и т.д, а начинаем оставлять комментарии или отзыв. Одно дело внимательно прочитать текст, а другое дело, после этого прочтения, ответить на вопросы викторины. Таких примеров в обучающих проектах много. Только у ребят там совсем другая мотивация, они в игре, у них цель, они сами этого хотят, сделать, ответить, прочитать, чтоб получилось. Когда человеку интересно, и он хочет, то он может достигнуть гораздо больших вершин, чем нашими с вами назиданиями или добрыми стараниями. Актуальность проектов заключается в том, что они дают возможность ребёнку учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения; учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете. В процессе проекта совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты 3 проектов, я составила диаграммы:
Из этой диаграммы видно, как проект не только повышает познавательную активность ребят, но и сплачивает ребят, учит работать в команде.
Эта диаграмма показывает положительную динамику участия ребят в сетевых проектах: 1 класс – 0%, 2 класс - 19 %, 3 класс – 54%, в четвертом классе успели поучаствовать только в двух проектах, а участников 60 %.
Начальное образование является тем фундаментом, на котором ребенок будет «выстраивать» цель, смысл и ценность современных требований к учебной, досуговой, семейной и социальной деятельности. Формируемые на данной ступени умения и навыки обеспечат не только настоящее, но и дальнейшее развитие ребенка, а также его отношение к жизни и ценностям.
Заметим, что одной из основных задач формирования личностных результатов младшего школьника в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования обозначена необходимость «сформированности мотивации к обучению и познанию». [3] И в этом особая значимость сетевых проектов. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности».[3] Всё это, и многое другое, можно реализовать в сетевых проектах.
Список литературы:
- Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
- Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000.
- Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации",2012.
|