Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 07:09

Сайт учителя начальных классов Ирины Думновой

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [47]
Кнопка моего сайта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников с помощью сетевых проектов
21.03.2015, 18:19

Региональный  конкурс «Учитель года – 2015»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Думнова И.А.

г.Северск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников с помощью  сетевых  проектов»

На информационном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодня актуальной становится задача индивидуального развития ученика с творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, сформированным умением ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.

Особенности нового  ФГОС:

  1. Ориентирован на достижение трёх групп результатов: предметных, личностных и метапредметных;
  2. Деятельностный подход;
  3. Приоритет внеурочной деятельности.

Многие учителя активно используют проектную деятельность, которая обладает значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных  результатов. В процессе проекта совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

Новое качество образования связывают с информатизацией, именно поэтому нынешняя образовательная система может быть обогащена включением школьников в сетевую проектную деятельность,  которая обладает значительными ресурсами в достижении результатов, потому что она интегративна. Она объединяет в себя познавательную, исследовательскую, игровую, учебную деятельность, что будет способствовать  формированию предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников, что и определяет актуальность нашей темы: «Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников с помощью  сетевых  проектов».

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом  следует понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (д.п.н., проф. Е.С. Полат)

Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального положения дел в школе позволили нам выявить  противоречия:  между  необходимостью совершенствования процесса обучения, в рамках нового  ФГОС НОО, ориентацией на деятельностную основу обучения и недостаточным использованием ресурсов сетевой проектной деятельности в общеобразовательной школе.

Гипотеза исследования -  сетевые проекты будут влиять на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников при следующих условиях:

Будет соблюдена особая последовательность включения детей в сетевые проекты (предварительный, подготовительный,  основной и заключительный этапы);

Будет реализовано сотрудничество между всеми участниками сетевых проектов (ученик – родитель – учитель – организаторы)

Будут формироваться соответствующие умения, связанные с реализацией сетевых проектов.

Цель исследования – определить условия  и разработать  методику организации сетевых проектов как средства формирования предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников.

Объект исследования - процесс формирования предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников.

Предмет исследования – сетевые проекты как средство формирования предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников.

В ходе работы мы доказывали, что  сетевые проекты влияют на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников по следующим причинам:

Темы проектов затрагивают увлечения детей и удовлетворяют познавательные потребности;

В ходе проекта дети занимаются интересными и новыми видами деятельности, что связано с мотивацией;

Овладевают проектными умениями, которые можно сопоставить универсальными учебными действиями, что позволяет  реализовывать познавательный интерес в других видах деятельности.

Таблица 1.Сопоставение проектных умений и УУД (модифицированная таблица)

Проектные умения

Содержание умений

УУД

организационные

умение планировать и организовывать свою работу

регулятивные

коммуникативные

умение работать совместно, налаживать сотрудничество

коммуникативные

Творческие (в том числе и исследовательские)

умения, связанные с работой по поиску и обработке информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний

познавательные

презентационные

умения подготовить и продемонстрировать результат работы, дать оценку своей и чужой работе

регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные

IT умения

умения вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию,

умения работать с электронной почтой, умение безопасно работать в Интернете, изучать новые  компьютерные сервисы и программы

регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные

 «Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Северска стала базой для исследования, которое проводилось с сентября 2009 года  по май 2014 года. В эксперименте на разных его ступенях приняли участие 49 учащихся 7-10 лет,  45 родителей. Организация исследования проводилась в три этапа.

Во время эксперимента были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы, опросно-диагностические методы, (наблюдение, анкетирование, тестирование), диагностика мотивационной сферы  Н.Г. Лускановой,  Гинзбурга, педагогический эксперимент.

Получены результаты диагностики  первой и второй групп. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо развивать и   повышать познавательную  мотивацию,  для этого нужно построить процесс обучения и воспитания так, чтобы ребята  хотели учиться, шли в школу с желанием узнавать, общаться.  Как же вовлечь в сетевые проекты, чтобы они стали средством повышения мотивации и формирования предметных, личностных и метапредметных результатов  младших школьников.

Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka.com. Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым. К каждому проекту организаторы предлагают:

  • визитку проекта (образец);
  • буклет для координатора (содержат необходимую информацию);
  • вводную презентацию (для погружения детей в проект);
  • пакет документов по сопровождению проекта (для формирующего оценивания в ходе проекта);
  • инструкции (по ходу прохождения проекта - образец);
  • форум (где можно задать любой вопрос организаторам проекта)

Имея полный пакет документов, можно заранее скоординировать  свой календарно-тематический план по предметам.

Этапы включения детей в сетевые проекты

  1. Предварительный этап – идет выбор  и знакомство с правилами участия в сетевом проекте.  
  2. Подготовительный этап - регистрация команды, погружение в проект, подготовительные задания;  

На родительском собрании знакомим всех родителей с буклетом, который содержит необходимую информацию,  далее  они дают  разрешение  детям на участие в проекте и помогают   открыть электронную почту на Google, пройти  процедуру регистрации на сайте Nachalka.com. 

На этом этапе определяются дети, желающие участвовать в проектах, это становится отправной точкой для формирования: коммуникативных умений (дети учатся работать в группе, согласовывать свои идеи), IT  умений (работа с почтой, знакомство с сайтом). Учитель должен наладить сотрудничество: координатор – дети - родители.

  1. Основной этап – участие в проекте

Участники приходили в школу не к 9:00, а к 8:30, так как перед уроками им необходимо было вместе на сайте прочитать задания  и совместно их выполнять. Другие задания в рамках проекта выполнялись  после уроков.

Как изучалось задание:

для того, чтобы выполнить любое задание, организаторы дают подробные инструкции, которые необходимо внимательно прочитывать. Так формируются первоначальные умения работать с информацией.

Как выполнялось задание:

Далее по ходу проекта идет выполнение заданий. Подробно об этом мы написали в «Методических рекомендациях». Идет формирование умения работать с текстовой информацией.

Как дети взаимодействовали с координатором, между собой, как общались с организаторами:

На протяжении всего проекта идет электронная переписка администраторов конкурса с участниками на форумах или в комментариях к работам, сделанных командой. Обращаем внимание на вежливое, культурное общение, учимся оставлять  грамотные и содержательные комментарии к работам.

Какие трудности возникли

Первые трудности  - чтение инструкций.

Вторая трудность – обучение работы на  новых сервисах.

Третья  трудность – на первых проектах отсутствие  доступа Интернет в классе, поэтому для участия в проекте нам приходилось ходить либо в компьютерный класс (не всегда удобно, там проходят уроки для старшей школы), либо домой к учителю. Теперь у нас в классе есть Интернет.

Какие проектные умения формировали

  • Организационные: умение планировать и организовывать свою работу;
  • Коммуникативные: умение работать совместно, налаживать сотрудничество;
  • Творческие: умения, связанные с работой по поиску и обработке информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний;
  • Презентационные: умения подготовить и продемонстрировать результат работы, давать оценку своей и чужой работе;
  • IT умения: умения вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию, умения работать с электронной почтой, умение безопасно работать в Интернете, изучать новые  компьютерные сервисы и программы
  1. Заключительный этап  - Подведение итогов. Рефлексия.

После проекта самые активные ребята получают знаки отличия (это такие «картинки», которые выставляют организаторы проекта на личную страничку участника),  а команда – сертификат. И всё-таки главным итогом мы считаем, не количество пройденных станций или значков, а гораздо более важный результат: мы получили возможность всем вместе делать общее дело, когда на первое место становится сам процесс коллективной работы, удовольствие от того, что сообща мы можем добиваться очень многого. 

Что можно освоить в ходе сетевого проекта? В проекте каждый имеет возможность проявить себя с самой лучшей стороны. Создаваемые ребятами творческие работы используются на уроках, транслируются на персональном сайте. Мы учимся обмениваться цифровыми материалами и делать это грамотно. Мы уважаем друг друга и радуемся успехам друзей так же, как собственным. Учёба происходит незаметно и  очень познавательно.  Данные проекты дают хорошую возможность, как детям, так и учителям совершенствовать свои познания и умения в работе на компьютере, а отсюда сетевое образование позволяет экономить ресурсы. Именно там  имеется возможность делиться знаниями, спрашивать и учиться у других людей, искать единомышленников и совершать действия, которые не под силу совершить в одиночку. Кроме того, сетевые проекты это дистанционное обучение, использование современной образовательной технологии, повышение ИКТ-компетентности педагога и ученика за счет освоения  новых сервисов.  Кроме того, именно в проектах заключены межпредметные связи, и ребята будут применять свои знания  по  истории, краеведению, литературному чтению, русскому языку, математике, ИКТ в нестандартных ситуациях.

Освоили образовательные ресурсы:

Первая экспериментальная группа за время исследования стала участником восьми сетевых проектов.После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты, мы составили  диаграмму «Чему ты научился в ходе проекта». Когда ребенок понимает, что он не только сам научился, но теперь может научить других, у него появляется уверенность в своих силах и желание узнать новое.

В сетевых проектах создаются условия для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты 4 проектов, составили диаграмму, из которой видно, как проект не только повышает познавательную активность, но и сплачивает ребят, учит работать в команде.

Диагностика на контрольном этапе экспериментальной работы с обеими группами показала, что  количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился, а уровень низкой школьной мотивации понизился. 1 группа: количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 5 до 52 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 38 до 0% (1 диаграмма).  Количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 12 до 33 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 8 до 0%  (2 диаграмма)

Таким образом, мы можем сделать вывод, что участие младших школьников в сетевых проектах будет способствовать  повышению мотивации  к учению и познанию. Кроме того, проанализировав  индивидуальный маршрут каждого участника сетевого проекта, можно констатировать, повышение уровня учебной мотивации, что, несомненно, отражается в учебно-познавательной деятельности на уроках. Также можно констатировать тот факт, что участие ребят в сетевых проектах  положительно отразилось на качестве учебы. Об этом свидетельствуют результаты административных контрольных работ и диктантов, подтверждается мониторингами качества знаний. Муниципальный мониторинг по математике, качество 100%, региональные мониторинги качества знаний по русскому языку - 95 %,  по математике - 100 %.

Актуальность сетевых проектов заключается в том, что они закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные цели и результат. Только при этих условиях в процессе обучения будет формироваться учебно-познавательная мотивация. В ходе  проекта  видны образовательные приращения участников проекта: личностные, предметные и метапредметные результаты. Формируемые на данной ступени умения и навыки обеспечат не только настоящее, но и дальнейшее развитие ребенка, а также его отношение к жизни и ценностям.

Результаты исследования нашли отражение в публикациях, в выступлениях с докладом  на конференциях, курсах повышения квалификации, семинарах для студентов и учителей. Сама я точно знаю дальнейший свой маршрут в самообразовании: организация сетевого проекта. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя. Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития ученика.

 

Список литературы:

  1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе/ М., 2000. 47 с.
  2. Землянская Е.Н. Учебные проекты млад­ших школьников / Е.Н. Землянская //
  3. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.
  4. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /  Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
  5. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2010.
  6. Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. В. 10 . С. 66.
  7. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.

 

 

 

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Думнова | Теги: личностных и метапредметных результ, Формирование предметных
Просмотров: 1125 | Загрузок: 70 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/10
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
ПОГОДА в Томске
Будьте здоровы

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz