Региональный конкурс «Учитель года – 2015»
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ
«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»
Думнова И.А.
г.Северск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников с помощью сетевых проектов»
На информационном этапе развития общества, характеризующемся изменениями во всех его сферах и социальных институтах, особенно остро встают вопросы обучения и воспитания подрастающего поколения. Сегодня актуальной становится задача индивидуального развития ученика с творческой инициативой, навыками самостоятельного движения в информационных полях, сформированным умением ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем.
Особенности нового ФГОС:
- Ориентирован на достижение трёх групп результатов: предметных, личностных и метапредметных;
- Деятельностный подход;
- Приоритет внеурочной деятельности.
Многие учителя активно используют проектную деятельность, которая обладает значительными ресурсами в достижении личностных и метапредметных образовательных результатов. В процессе проекта совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
Новое качество образования связывают с информатизацией, именно поэтому нынешняя образовательная система может быть обогащена включением школьников в сетевую проектную деятельность, которая обладает значительными ресурсами в достижении результатов, потому что она интегративна. Она объединяет в себя познавательную, исследовательскую, игровую, учебную деятельность, что будет способствовать формированию предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников, что и определяет актуальность нашей темы: «Формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников с помощью сетевых проектов».
Под сетевым (телекоммуникационным) проектом следует понимать совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (д.п.н., проф. Е.С. Полат)
Анализ научной литературы, педагогического опыта, а также изучение реального положения дел в школе позволили нам выявить противоречия: между необходимостью совершенствования процесса обучения, в рамках нового ФГОС НОО, ориентацией на деятельностную основу обучения и недостаточным использованием ресурсов сетевой проектной деятельности в общеобразовательной школе.
Гипотеза исследования - сетевые проекты будут влиять на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников при следующих условиях:
Будет соблюдена особая последовательность включения детей в сетевые проекты (предварительный, подготовительный, основной и заключительный этапы);
Будет реализовано сотрудничество между всеми участниками сетевых проектов (ученик – родитель – учитель – организаторы)
Будут формироваться соответствующие умения, связанные с реализацией сетевых проектов.
Цель исследования – определить условия и разработать методику организации сетевых проектов как средства формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников.
Объект исследования - процесс формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников.
Предмет исследования – сетевые проекты как средство формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников.
В ходе работы мы доказывали, что сетевые проекты влияют на формирование предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников по следующим причинам:
Темы проектов затрагивают увлечения детей и удовлетворяют познавательные потребности;
В ходе проекта дети занимаются интересными и новыми видами деятельности, что связано с мотивацией;
Овладевают проектными умениями, которые можно сопоставить универсальными учебными действиями, что позволяет реализовывать познавательный интерес в других видах деятельности.
Таблица 1.Сопоставение проектных умений и УУД (модифицированная таблица)
Проектные умения
|
Содержание умений
|
УУД
|
организационные
|
умение планировать и организовывать свою работу
|
регулятивные
|
коммуникативные
|
умение работать совместно, налаживать сотрудничество
|
коммуникативные
|
Творческие (в том числе и исследовательские)
|
умения, связанные с работой по поиску и обработке информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний
|
познавательные
|
презентационные
|
умения подготовить и продемонстрировать результат работы, дать оценку своей и чужой работе
|
регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные
|
IT умения
|
умения вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию,
умения работать с электронной почтой, умение безопасно работать в Интернете, изучать новые компьютерные сервисы и программы
|
регулятивные, коммуникативные познавательные, личностные
|
«Средняя общеобразовательная школа № 76» г. Северска стала базой для исследования, которое проводилось с сентября 2009 года по май 2014 года. В эксперименте на разных его ступенях приняли участие 49 учащихся 7-10 лет, 45 родителей. Организация исследования проводилась в три этапа.
Во время эксперимента были использованы следующие методы: теоретический анализ научной литературы, опросно-диагностические методы, (наблюдение, анкетирование, тестирование), диагностика мотивационной сферы Н.Г. Лускановой, Гинзбурга, педагогический эксперимент.
Получены результаты диагностики первой и второй групп. Проанализировав ситуацию, мы пришли к выводу, что необходимо развивать и повышать познавательную мотивацию, для этого нужно построить процесс обучения и воспитания так, чтобы ребята хотели учиться, шли в школу с желанием узнавать, общаться. Как же вовлечь в сетевые проекты, чтобы они стали средством повышения мотивации и формирования предметных, личностных и метапредметных результатов младших школьников.
Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka.com. Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым. К каждому проекту организаторы предлагают:
- визитку проекта (образец);
- буклет для координатора (содержат необходимую информацию);
- вводную презентацию (для погружения детей в проект);
- пакет документов по сопровождению проекта (для формирующего оценивания в ходе проекта);
- инструкции (по ходу прохождения проекта - образец);
- форум (где можно задать любой вопрос организаторам проекта)
Имея полный пакет документов, можно заранее скоординировать свой календарно-тематический план по предметам.
Этапы включения детей в сетевые проекты
- Предварительный этап – идет выбор и знакомство с правилами участия в сетевом проекте.
- Подготовительный этап - регистрация команды, погружение в проект, подготовительные задания;
На родительском собрании знакомим всех родителей с буклетом, который содержит необходимую информацию, далее они дают разрешение детям на участие в проекте и помогают открыть электронную почту на Google, пройти процедуру регистрации на сайте Nachalka.com.
На этом этапе определяются дети, желающие участвовать в проектах, это становится отправной точкой для формирования: коммуникативных умений (дети учатся работать в группе, согласовывать свои идеи), IT умений (работа с почтой, знакомство с сайтом). Учитель должен наладить сотрудничество: координатор – дети - родители.
- Основной этап – участие в проекте
Участники приходили в школу не к 9:00, а к 8:30, так как перед уроками им необходимо было вместе на сайте прочитать задания и совместно их выполнять. Другие задания в рамках проекта выполнялись после уроков.
Как изучалось задание:
для того, чтобы выполнить любое задание, организаторы дают подробные инструкции, которые необходимо внимательно прочитывать. Так формируются первоначальные умения работать с информацией.
Как выполнялось задание:
Далее по ходу проекта идет выполнение заданий. Подробно об этом мы написали в «Методических рекомендациях». Идет формирование умения работать с текстовой информацией.
Как дети взаимодействовали с координатором, между собой, как общались с организаторами:
На протяжении всего проекта идет электронная переписка администраторов конкурса с участниками на форумах или в комментариях к работам, сделанных командой. Обращаем внимание на вежливое, культурное общение, учимся оставлять грамотные и содержательные комментарии к работам.
Какие трудности возникли
Первые трудности - чтение инструкций.
Вторая трудность – обучение работы на новых сервисах.
Третья трудность – на первых проектах отсутствие доступа Интернет в классе, поэтому для участия в проекте нам приходилось ходить либо в компьютерный класс (не всегда удобно, там проходят уроки для старшей школы), либо домой к учителю. Теперь у нас в классе есть Интернет.
Какие проектные умения формировали
- Организационные: умение планировать и организовывать свою работу;
- Коммуникативные: умение работать совместно, налаживать сотрудничество;
- Творческие: умения, связанные с работой по поиску и обработке информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний;
- Презентационные: умения подготовить и продемонстрировать результат работы, давать оценку своей и чужой работе;
- IT умения: умения вводить информацию в компьютер, сохранять полученную информацию, умения работать с электронной почтой, умение безопасно работать в Интернете, изучать новые компьютерные сервисы и программы
- Заключительный этап - Подведение итогов. Рефлексия.
После проекта самые активные ребята получают знаки отличия (это такие «картинки», которые выставляют организаторы проекта на личную страничку участника), а команда – сертификат. И всё-таки главным итогом мы считаем, не количество пройденных станций или значков, а гораздо более важный результат: мы получили возможность всем вместе делать общее дело, когда на первое место становится сам процесс коллективной работы, удовольствие от того, что сообща мы можем добиваться очень многого.
Что можно освоить в ходе сетевого проекта? В проекте каждый имеет возможность проявить себя с самой лучшей стороны. Создаваемые ребятами творческие работы используются на уроках, транслируются на персональном сайте. Мы учимся обмениваться цифровыми материалами и делать это грамотно. Мы уважаем друг друга и радуемся успехам друзей так же, как собственным. Учёба происходит незаметно и очень познавательно. Данные проекты дают хорошую возможность, как детям, так и учителям совершенствовать свои познания и умения в работе на компьютере, а отсюда сетевое образование позволяет экономить ресурсы. Именно там имеется возможность делиться знаниями, спрашивать и учиться у других людей, искать единомышленников и совершать действия, которые не под силу совершить в одиночку. Кроме того, сетевые проекты это дистанционное обучение, использование современной образовательной технологии, повышение ИКТ-компетентности педагога и ученика за счет освоения новых сервисов. Кроме того, именно в проектах заключены межпредметные связи, и ребята будут применять свои знания по истории, краеведению, литературному чтению, русскому языку, математике, ИКТ в нестандартных ситуациях.
Освоили образовательные ресурсы:
Первая экспериментальная группа за время исследования стала участником восьми сетевых проектов.После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты, мы составили диаграмму «Чему ты научился в ходе проекта». Когда ребенок понимает, что он не только сам научился, но теперь может научить других, у него появляется уверенность в своих силах и желание узнать новое.
В сетевых проектах создаются условия для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты 4 проектов, составили диаграмму, из которой видно, как проект не только повышает познавательную активность, но и сплачивает ребят, учит работать в команде.
Диагностика на контрольном этапе экспериментальной работы с обеими группами показала, что количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился, а уровень низкой школьной мотивации понизился. 1 группа: количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 5 до 52 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 38 до 0% (1 диаграмма). Количество ребят с высоким уровнем школьной мотивации, учебной активности повысился с 12 до 33 %, а уровень низкой школьной мотивации понизился с 8 до 0% (2 диаграмма)
Таким образом, мы можем сделать вывод, что участие младших школьников в сетевых проектах будет способствовать повышению мотивации к учению и познанию. Кроме того, проанализировав индивидуальный маршрут каждого участника сетевого проекта, можно констатировать, повышение уровня учебной мотивации, что, несомненно, отражается в учебно-познавательной деятельности на уроках. Также можно констатировать тот факт, что участие ребят в сетевых проектах положительно отразилось на качестве учебы. Об этом свидетельствуют результаты административных контрольных работ и диктантов, подтверждается мониторингами качества знаний. Муниципальный мониторинг по математике, качество 100%, региональные мониторинги качества знаний по русскому языку - 95 %, по математике - 100 %.
Актуальность сетевых проектов заключается в том, что они закладывают основу формирования учебной деятельности ребенка – систему учебных и познавательных мотивов, умения понимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные цели и результат. Только при этих условиях в процессе обучения будет формироваться учебно-познавательная мотивация. В ходе проекта видны образовательные приращения участников проекта: личностные, предметные и метапредметные результаты. Формируемые на данной ступени умения и навыки обеспечат не только настоящее, но и дальнейшее развитие ребенка, а также его отношение к жизни и ценностям.
Результаты исследования нашли отражение в публикациях, в выступлениях с докладом на конференциях, курсах повышения квалификации, семинарах для студентов и учителей. Сама я точно знаю дальнейший свой маршрут в самообразовании: организация сетевого проекта. Таким образом, самообразование становится одним из источников профессионального роста учителя. Модернизация современного образования нацелена на построение и реализацию индивидуальной траектории человека на различных этапах его жизненного пути. Она невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе педагогической деятельности, так как субъектность педагога становится перспективой развития ученика.
Список литературы:
- Бычков А.В. Метод проектов в современной школе/ М., 2000. 47 с.
- Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская //
- Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/ Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011.
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. А. М. Кондакова, А.А.Кузнецова – М.: Просвещение, 2010.
- Поздеева С.И., Кузнецова Т.В. Проектная деятельность в практике учителя начальной школы // Вестник Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2006. В. 10 . С. 66.
- Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. Пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.
|