Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 19.04.2024, 05:53

Сайт учителя начальных классов Ирины Думновой

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [44]
Кнопка моего сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Участие в сетевых проектах педагога и учащихся как ресурс личностного роста и фактор повышения качества образования

Участие в сетевых проектах  педагога  и учащихся как ресурс личностного роста и  фактор повышения качества образования

И. А. Думнова

Научный руководитель: Семенова Н.А. , к.п.н., доцент

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования акцент делает на формирование у школьника умения учиться. Достижение высоких учебных результатов обучения возможно тогда, когда у учащихся будет сформирована мотивация к приобретению необходимых новых внутренних качеств в учебной деятельности. 

Гуманистическая  парадигма развития сферы образования ставит перед системой важную задачу: подготовить образованного, творческого человека, умеющего адаптироваться к быстро меняющейся социально-экономической среде, рационально организующего самостоятельную деятельность. Происходящие изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирование у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем.

Современный  учитель, решая задачи Новой школы, активно использует    проектную технологию, которая позволяет эффективно решать четыре  важнейшие образовательные задачи:

1.      Осваивать предмет.

2.      Развивать универсальные учебные умения.

3.      Развивать социальную компетентность.

4.      Развивать проектные умения.

Мои ребята ежегодно участвуют в проектной деятельности. Считаю, что участие ребят в проектах способствует развитию умений публично выступать, осваивать  социальный опыт, работать в сотрудничестве,  отстаивать свою точку зрения.

Современные глобальные тенденции и переход к информационному обществу, предъявляют новые, более высокие требования и к системе образования в нашей стране.  Государство заинтересовано в том, чтобы его граждане обладали высокой информационной компетентностью. Поэтому внедрение в учебный процесс компьютерных  технологий является определяющей чертой современного образования. Переход на новый образовательный стандарт потребует существенных изменений в содержании обучения, учителю нужно не только освоить ИКТ, но и использовать их на уроке. В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает  «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности». Всё  это,  и многое другое,  можно реализовать в сетевых проектах. 

Под сетевым проектом необходимо понимать такую организацию проектной деятельности, которая подразумевает удаленное взаимодействие детей из разных уголков  страны, объединенных общей темой, целью, формами работы, методами исследования, имеются критерии результативности.

Большую роль в организации подобных проектов с учащимися начальной школы сыграл сайт Nachalka.com. Это интернет ресурс, позволяющий безопасно общаться, дружить, узнавать что-то интересное, играть в умные игры, общаться со сверстниками, участвовать в проектах и конкурсах, вместе расти детям и взрослым.[2]

Учёба происходит незаметно и  очень познавательно! Представьте, на площадке сайта «Nachalka.com» http://nachalka.com/ собираются команды из разных уголков нашей необъятной страны и делают одно  дело!

К каждому проекту организаторы предлагают:

  • визитку проекта (образец);
  • буклет для координатора (содержат необходимую информацию);
  • вводную презентацию (для погружения детей в проект);
  • пакет документов по сопровождению проекта (для формирующего оценивания в ходе проекта);
  • инструкции (по ходу прохождения проекта - образец);
  • форум (где можно задать любой вопрос организаторам проекта)

Имея полный пакет документов, можно заранее скоординировать  свой календарно-тематический план по предметам.

Четырехлетний опыт  сотрудничества с  сайтом  Nachalka.com  позволяет мне сделать вывод, что участие в сетевых проектах это современный ресурс личностного роста и фактор повышения качества образования  педагога  и учащихся.   Эффективность данных проектов связана со следующими аспектами:

- многие школьники массу времени проводят за компьютером, играют в различные игры.  Часто семью устраивает ситуация, при которой ребёнок не требует к себе внимания родителей, «занят» компьютером. Но данные занятия могут быть очень сомнительными по содержанию и пользе, которую они несут. Компьютеры и подключение к Интернету есть во многих семьях, но не каждый родитель сможет «сопровождать» ребёнка по Сети;

- педагог не сможет «оторвать» ученика от компьютера, но сможет перенаправить, переориентировать его интересы в сети   Интернет. Сетевой проект и есть тот путь, по которому происходит осмысленное, продуктивное вхождение ребёнка в Интернет. Учитель берёт на себя роль «помощника», старается   научить своих учеников не просто занимательной, но и познавательной, полезной работе в Сети.

     Важно учить ребят самостоятельно получать новые знания, но без мотивации, без настроя на успех это вряд ли получится.

Работа с классом в сети  позволило нам достичь следующих результатов: сформировались умение работать в команде, распределять задания, обучать друг друга;  понимание, что успех команды зависит от каждого; совместно действовать по достижению цели в команде. 

В проекте каждый имеет возможность проявить себя с самой лучшей стороны. Создаваемые ребятами творческие работы используются на уроках, транслируются на созданных блогах или  персональном сайте. Мы учимся обмениваться цифровыми материалами и делать это грамотно. Мы уважаем друг друга и радуемся успехам друзей так же, как собственным. Учёба происходит незаметно и  очень познавательно.  

Данные проекты дают хорошую возможность, как детям, так и учителям совершенствовать свои познания и умения в работе на компьютере, а отсюда сетевое образование позволяет экономить ресурсы. Именно там  имеется возможность делиться знаниями, спрашивать и учиться у других людей, искать единомышленников и совершать действия, которые не под силу совершить в одиночку. Кроме того, сетевые проекты это дистанционное обучение, использование современной образовательной технологии, повышение ИКТ-компетентности педагога и ученика за счет освоения  новых сервисов.  Кроме того, именно в проектах заключены межпредметные связи, и ребята будут применять свои знания  по  истории, краеведению, литературному чтению, русскому языку, математике, ИКТ в нестандартных ситуациях.

Одно дело на уроке русского языка знать правила, что имена и фамилии пишем с заглавной буквы, жи-ши с буквой и, чк-чн без мягкого знака и т.д, а начинаем оставлять комментарии или отзыв.

Одно дело внимательно прочитать текст, а другое дело, после этого прочтения, ответить на вопросы викторины. Таких примеров в обучающих проектах много. Только у ребят там совсем другая мотивация, они в игре, у них цель, они сами этого хотят, сделать, ответить, прочитать, чтоб получилось.

Когда человеку интересно, и он хочет, то он может достигнуть гораздо больших вершин, чем  нашими с вами назиданиями или добрыми стараниями.

Актуальность проектов заключается в том, что они дают возможность ребёнку учиться познавать мир, ставить проблемы, искать и находить свои решения; учиться взаимодействовать с другими людьми на основе толерантности, учиться безопасной работе в Интернете.

В процессе проекта совершенствуются умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.

В ходе  проекта  видны образовательные приращения участников проекта: личностные, предметные и метапредметные результаты. Мы не только учимся работать на разных серверах, работать с Photoshop для создания фотоальбомов,  создавать презентации и видеоэкскурсии, мы получаем возможность всем вместе  делать общее дело, когда на первое место становится сам процесс коллективной работы, удовольствие от того, что сообща мы можем добиваться очень многого. В сетевых проектах создаются условия для активной деятельности обучающихся, умение их самостоятельно добывать знания, находить нужные примеры, аргументы. После каждого проекта ребята заполняют анкету самооценки. Обобщив результаты 4 проектов, я составила диаграммы:

Самым интересным для меня в проекте было:

 

    Эта диаграмма показывает  положительную динамику участия ребят в сетевых проектах: 1 класс – 0%, 2 класс - 19 %,  3 класс – 54%, в четвертом классе успели поучаствовать только в двух проектах,  а участников 60 %.

Начальное образование является тем фундаментом, на котором ребенок будет «выстраивать» цель, смысл и ценность современных требований к учебной, досуговой, семейной и социальной деятельности.

Формируемые на данной ступени умения и навыки обеспечат не только настоящее, но и дальнейшее развитие ребенка, а также его отношение к жизни и ценностям.

    Заметим, что одной из основных задач формирования личностных результатов младшего школьника в федеральном государственном образовательном стандарте начального образования обозначена необходимость «сформированности мотивации к обучению и познанию». [3]  И в этом особая значимость сетевых проектов.

Список литературы:

  1. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования, под ред. Е.С. Полат. – М.: Аcademia, 2000.
  3. Проект федерального закона "Об образовании в Российской Федерации",2012. 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Думнова (13.03.2015)
Просмотров: 936 | Комментарии: 1 | Теги: Участие в сетевых проектах педагога | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
ПОГОДА в Томске
Будьте здоровы

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz