Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 20.04.2024, 14:53

Сайт учителя начальных классов Ирины Думновой

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [44]
Кнопка моего сайта

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ПИСЬМУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ («ПИСЬМО С СЕКРЕТОМ» – ИНФОРМАЦИОННЫЙ АСПЕКТ)

Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени.

Для этого создаются специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию

Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык.

Он предполагает устойчивое и индивидуальное выполнение человеком необходимых действий.

Почерк зависит от индивидуальных особенностей человека и его психического состояния. По почерку можно довольно точно определить, кто писал тот или иной документ, но определять по почерку характер человека неправомерно. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.

Своеобразие почерка определяется следующими признаками:

  • Специфической формой отдельных букв, точнее, их округлостью или заостренностей,
  • Растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами,
  • Отрывным или безотрывным письмом,
  • Письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном,
  • Ритмическим повтором элементов или их аритмичностью,
  • Нажимом, крупным или мелким письмом,
  • Ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали.

Что же может оказывать влияние на формирование почерка?

  • Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму,
  • Время начала обучения письму,
  • Отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении,
  • Отношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии,
  • Развитие у ребенка чувства ритма,
  • Качество орудий труда и т.д.

Обучение первоначальному письму – один из сложных процессов в начальной школе.

Этапы формирования графического навыка

На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь.

На втором  – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма.

На третьем – писать буквы.

На четвертом – писать целые слова.

Для овладения графическим навыком очень важен санитарно-гигиенический аспект деятельности обучающегося

Недостатки, которые часто встречаются в практике при поступлении детей в школу:

  • за партой сидят скорчившись, поджав ноги, навалившись грудью на парту,
  • пишут буквально «носом»,
  • левое плечо выдвинуто вперед и торчит углом, кисть левой руки засунута под мышку правой руки или подпирает голову,
  • локоть правой руки или резко свисает вниз или слишком уходит вправо вверх от края стола, или плотно прижата к корпусу,
  • голова при письме имеет сильные наклоны к левому или правому плечу,
  • вся фигура ребенка выражает напряжение и усилие.

 

В результате такой посадки у учащихся возникает излишнее утомление, которое выражается в двигательном беспокойстве, частых изменениях положения тела, возбуждении.

Систематическое нарушение санитарно-гигиенических правил причиняет серьезный ущерб здоровью и нормальному развитию организма школьника.

Формирование графического навыка у первоклассника – процесс сознательный. В котором существенная роль принадлежит осознанию целей и задач действия,: что должно быть получено в результате действия и на отдельных его этапах.

Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка.

Действия учащихся организуется учителем. Вместо стихийных поисков  недостающих ориентиров учащиеся получают возможность организованно и планомерно находить ориентиры, выявлять их значение и применять на практике, что дает детям возможность раньше и успешнее выполнять графическое действие.

На первых этапах обучения действия выполняются в замедленном ритме: при переходе от одной операции к другой происходит задержка, необходимая для осознания последующего действия.

Управляемое обучение обеспечивает разумность и сознательность выполняемого действия, что ведет к формированию полноценного графического навыка.

При управлении обучением нужно дать учащимся полный набор ориентиров для правильного выполнения действия.

С этой целью необходимо:

  • Проанализировать образец, т.е. выделить все элементы буквы, их расположение на линейках тетради, направление и последовательность движений, распределение усилий при начертании линий.
  • Проанализировать материал и орудия действия: предполагается, что тетрадь должна иметь соответствующую разлиновку – обязательная рабочая строка с выделенными верхней и нижней линейками и косой линией.
  • Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения:

посадка на стуле, положение корпуса, положение ног, расстояние от глаз до тетради, положение рук на столе относительно корпуса, положение руки на столе, положение левой руки, положение тетради на столе, положение плеч, положение головы относительно корпуса, отсутствие повышенного напряжения рук и корпуса, правильное распределение силы нажима на ручку и ручкой – на тетрадь, положение ручки в руке и направление ее верхнего конца в плечо, расположение букв в тетради относительно туловища. Каждое из этих правил не только помогает формированию графического навыка, но и влияет на состояние здоровья школьника.

  • Проанализировать исполнительные операции, т.е. раскрыть способ выполнения действия, выделить признаки, которым он должен отвечать. При этом очень важно вычленить те моменты, которые в сформированном навыке выступают как единое целое: сам процесс написания буквы и его конечный результат.
  • Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций.
  • Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

Для школьников есть система четких эталонов- алгоритмов написания буквЭти алгоритмы должны быть хорошо усвоены учащимися, т.е. превращены в реальные знания о действиях во время письма.

При формировании правильного графического навыка выполнение действия осуществляется с ориентировкой на выделенные признаки в трех последовательно сменяющихся формах: материальной, речевой, умственной.

  • Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.)
  • Речевая форма  – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы.
  • Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме».

Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко

Анализ каллиграфических ошибок.

К каллиграфическим ошибкам относятся

  • Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строке
  • Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко,
  • Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево,
  • Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме,
  • Не выдерживается нужная высота букв,
  • Обнаруживается ломаность, вычурность письма,
  • Имеет место угловатость, «заборность» письма,
  • Не соблюдается связность букв при письме,
  • Наблюдается полная неразборчивость, «каша».

Указанные выше ошибки появляются вследствие недостаточной сформированности правильного графического навыка.

Классификация каллиграфических ошибок помогает учителю анализировать письмо учеников, выявлять недочеты и выработать тактику корректировки почерка.

Общее развитие школьников зависит от организации обучения на достаточно высоком уровне трудности, конечно, необходимо соблюдать меру трудности.

При обучении письму происходит интенсивная умственная работа, формируется графическая зоркость.

Для того чтобы учебный процесс способствовал всестороннему развитию личности школьника, нужно обеспечить высокий тонус его психической деятельности.

Это позволяет сделать система обучения письму –  ПИСЬМО С ОТКРЫТЫМИ ПРАВИЛАМИ.

Алгоритм письма

Ознакомление с алгоритмом письма мы начинаем с анализа написания буквы и,которая рассматривается как исходная, содержащая в себе основные элементы и способы их соединения, повторяющиеся при написании очень многих букв.

Таким образом, разработанный алгоритм письма ориентирует учителя на включение в учебную деятельность более детального анализа элементов букв-знаков, разнообразных по форме умственных операций (анализ, синтез, сравнения буквенных знаков), на использование зрительно-двигательных образов изучаемых в основе четкого и связного письма.

Алгоритм требует также постоянной ориентации детей на более полное сознание ими всех  графических деталей букв, на формировании у них  способности выражать в слове, в речи процесс написания букв, их элементов, соединений. Формирование компонента письма обеспечивается поэтапной отработкой, которая приводит к созданию полноценного образа буквы и алгоритма ее написания.

Буквенные знаки (буквы) имеют сложное строение, они со стоят из отдельных элементов, частей, иногда очень маленьких. Чем детальнее выделяем мы эти части в букве, чем точнее вы ражаем в слове характеристику каждой части, каждого элемента буквы, тем лучше осознаем, понимаем, как пишется буква в це лом и в соединении с другими буквами.

Основной алгоритм письма

  1.  Написание прямых наклонных линий с соблюдением точ ных интервалов и их параллельности.
  2.  Деление наклонной линии и рабочей строки на 2 и 3 части по вертикали с целью подготовки к правильному выполнению соединений элементов букв и букв в слове (включение опреде ленного математического расчета в написание букв, слов).
  3.  Выполнение закругления на нижней линии рабочей строки как связующего элемента между двумя разнонаправленными линиями.
  4.  Письмо крючковой линии до середины строки. (Крючковая линия вместе с прямой наклонной и закруглением обычно называется крючком.)
  5.  Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии.)
  6. Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет»).
  7.  Завершение написания второго крючка (второе закругление и вторая крючковая линия).

Все эти составляющие алгоритма определяют собой написа ние буквы и, а также по отдельности или по нескольку вместе они входят в состав очень многих букв русского алфавита. Это не значит, что при ознакомлении с остальными буквами обу чающиеся не встретятся с новыми элементами, но к их написа нию они в основном будут подготовлены, если овладеют дан ным алгоритмом.

Прежде чем подробно рассматривать перечисленные состав ляющие алгоритма, проанализируем некоторые технические мо менты.

Написание наклонной линии на рабочей строке. Обра щаем внимание на то, что между наклонными линиями есть определенный интервал, который равен половине высоты ра­бочей строки. Также, напоминаем о параллельности линий. Именно эти две ошибки, несоблюдение интервала и па раллельностипервыми появляются в прописях школь ников.

Параллельность линий будет получаться лишь в том случае, если в работу будет включено боковое зрение, т. е. при написа нии каждой последующей линии внимание обучающегося будет акцентироваться на предыдущей, уже написанной линии.

Просветы в верхней и нижней частях букв. Если не фиксировать внимание школьников на просветах в верхней и нижней частях букв, то это может отрицательно ска заться на становлении их почерка. Слова: чуть-чуть, немного не доводя при закруглении крючка не дают точного представления о соблюдении данных просветов в процессе письма. Получается написание – «кто во что горазд». А это ведет к формированию у учащихся графических недочетов.

Безотрывное письмо. При обучении письму школьники обя зательно отрывают руку. Первоначально это нужно для снятия напряжения, позднее – чтобы отдохнуть, передвинуть руку, тетрадь. Однако с принципом безотрывного соединения букв при письме учащихся нужно ознакомить сразу. Это значит, что после отдыха пишущий опять ставит ручку в ту точку, где он ос тановился. Если учитель сможет добиться единого соединения букв, это позволит не только правильно формировать графиче ский навык, но и увеличит скоропись, сохраняя при этом каче ство работы. Наличие же принципа отрывности в процессе обу чения письму при приписывании последующей буквы отрица­тельно сказывается на качестве письма. И вот почему. Для примера возьмем букву и.Обучающийся делает паузу (прерыва ется) в письме при написании первого крючка. Далее, если он не сохраняет прием безотрывного написания, т. е. не доводит крючок до верхней линии, он отрывает ручку и переносит ее на верхнюю линию рабочей строки в произвольную точку. В этой ситуации сохранить нужный интервал между элементами (этот интервал уже определен концом крючка) в большинстве случаев невозможно. Тем самым теряется ровное и четкое письмо.

Написание овала, входящего в состав букв: а, б, в, д, о, ф, ъ, ы, ъ, ю. Это один из наиболее сложных элементов на первоначаль ном этапе. На практике овал нередко сводится к написанию круга. Из-за этого в буквах а, д, ф, с постоянно встречаются ис­кажения следующего после овала элемента. Понимая, что нуж но оставить просвет между овалом и палочкой с закруглением (или палочкой с петлей), обучающийся уводит ручку вправо, тем самым искажая букву.

Причины этих ошибок опять же кроются в незнании учите лем точной характеристики написания элементов букв и их рас положения по отношению друг к другу.

Все вышесказанное можно истолковать так. Формирование графического навыка – весьма сложный и длительный про цесс, требующий целенаправленных действий, которые могут выполняться точно и быстро только после их многократных по вторений. Это требует и времени, и определенных усилий, и знания всех тонкостей письма со стороны учителя, а также тер пения и упорства со стороны обучающегося. Нужные для выра ботки графического навыка повторные действия должны совер шаться детьми не механически, ради самих повторений, а с целью решения определенных конкретных задач, осознания не обходимости этих повторений для приобретения навыка (осоз нание всех нужных движений, Соотношений этих движений и т. д.).

Добиться каллиграфического почерка можно лишь при сис тематическом соблюдении учеником всех правил четкого пись ма. Старание, необходимое учащемуся для выполнения пись менных упражнений, возникает лишь в том случае, если обу чающийся понимает значение этих упражнений и имеет заинтересованность в достижении целей, а также осознает не достатки своего письма и умений. Очень важно при оценке результатов работы обучающегося внушать ему веру в успешность решения поставленных задач, а встречающиеся недочеты долж ны побудить ребенка к упорному преодолению возникающих затруднений.

Рассмотрим более подробно составляющие основного алго ритма письма.

1. Написание прямых наклонных линий. На этом этапе встре чаются следующие ошибки:

1) несоблюдение интервала между наклонными линиями. Это связано с незнанием нужного интервала как между элементами в буквах, так и между самими буквами. На самом деле интервал между наклонными линиями не должен быть стихийным («на глазок»), так как у малыша еще не развито боковое зрение, также не может быть указан интервал на ширину буквы (ни од ной буквы еще не изучено) и уж тем более – на ширину паль чика;

2) несоблюдение параллельности наклонных линий. Вторая ошибка происходит оттого, что обучающийся все свои усилия сосредоточивает на той наклонной линии, которую он пишет, а не на той, которая уже написана (неразвитость бокового зрения и самоконтроля). Следовательно, на раннем этапе необходимо обучать школьника при написании каждой следующей линии смотреть на предыдущую. Письмо наклонной линии должно быть объяснено пишущим: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаюсь по наклонной линии вниз».

Читать дальше  http://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html

Категория: Мои статьи | Добавил: Думнова (16.10.2010)
Просмотров: 13021 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 2.3/3
Всего комментариев: 2
2 Sergher  
0
<a href=http://zmkshop.ru/>производство изделий из металла</a>

1 offiliCromCab  
0
[color=color_url - Здравствуйте уважаемые люди. Нашел наш лучший сайт http://ira-dumnova.ucoz.ru и понял что здесь мне обяснят.
Прошу всех желающих присоедениться.
Увидев эту категорию этот думаю правлильную, если нет прошу Модераторов перенести ее в категорию которую посчитаете нужной.
Я очень люблю кино. У кого скоросной интернет могут себе позволить http://kinozal.in - скачать без регистрации порно фильмы[color=color_url - .
Или просто смотреть онлайн.
Ка на меня я болше люблю с женой смотреть http://kinozal.in/erotika - эротическое кино бесплатное[color=color_url - . Вообщем кому что лучще. Но проблемма в том что у меня слабый интернет.

Так вот пожалуйста помогите мне найти саты где возможно смотреть фильмы или скачать даже с плохим инетом.
Ссылки пожалуйста шлите в личное сообщения, на емейл unsomimmusemm@gmail.com или icq 9448995

Имя *:
Email *:
Код *:
Календарь
ПОГОДА в Томске
Будьте здоровы

Copyright MyCorp © 2024
Конструктор сайтов - uCoz